Материал, представленный заведующим МКДОУ "ДС № 28" И.В. Дурневой на Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/13 учебного года, организуемый на всей территории Российской Федерации в дистанционном виде посредством веб-сайта конкурса: http://educontest.net/
Конспект
непосредственно образовательной деятельности с детьми по формированию
элементарных
математических представлений
с
использованием развивающих игр
в
средней группе
Цель: Формировать понятие связей между числами, каждое
следующее число больше предыдущего на единицу, усвоить образование числа 5,
познакомить с цифрой 5.
Обучать
детей анализу взаимного расположения предметов, используя план группы.
Стимулировать
мышление и умственную активность детей с помощью вопросов, решения
арифметической задачи.
Развивать
слуховое восприятие, внимание, процессы логического мышления, классификации,
сравнения, умение работать по образцу посредством развивающих игр. Формировать
чувство времени.
Развивать
умение расслабляться.
Методические
приемы: объяснение, работа с
раздаточным материалом, игровой прием.
Материал: наборы кубиков и образцы узоров к ним, игра «Какая
фигура здесь лишняя», шар, куб, цилиндр, песочные часы.
Демонстрационный
материал: магнитная доска, 5
зайчиков, 5 медвежат, 1 мяч, план группы.
Раздаточный
материал: набор цифр от 1 до
5, карточки с двумя полосками, каштаны, желуди.
Музыкальное
произведение.
1 часть. Креативная гимнастика
1. Игра
«Вопросы и ответ»
Сейчас
мы поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать. Внимание!
-
У петуха 2 ноги? (ДА)
-
У чайника могут быть 2 носика? (Нет)
-
3 игрушки больше, чем 3 яблока? (Поровну)
-
Сколько пальцев на руке? (5)
-
У большого льва 4 лапы? (Да)
-
А сколько лап у маленького львенка? (4)
-
Как называется фигура с тремя углами? (Треугольник)
-
Кошка может быть меньше мышки? (Нет)
2. Арифметическая задачка
А
сейчас нужно подумать и решить задачу. При счете предметов, чтобы вам было
легче, загибайте пальцы.
В
лесной избушке жили зверюшки.
Угадайте
кто?
Рыжая,
пушистая, хитрая… (лиса)
Длинноухий,
короткохвостый, трусливый …(заяц)
Круглый,
колючий… (еж)
Серый,
злющий, зубастый …(волк)
Неуклюжий,
толстый, ворчливый, косолапый …(медведь)
Вопрос:
Сколько
всего зверюшек жило в избушке? (Пять)
Перечислите
всех животных, которые живут в избушке? (Лиса, заяц, еж, волк, медведь).
3.
Игра «Какая фигура здесь лишняя и почему?»
Внимание!
Найдите лишнюю геометрическую фигуру. Объясните, почему она лишняя.
4.
Кубики Никитина. Игра «Сложи узор».
Предлагаю
вашу любимую игру – составить узоры из кубиков по образцу, но сегодня усложнение: задание необходимо
выполнить за 1 минуту. Время пошло. (Я переворачиваю песочные часы).
« Бантик» «Елочка» «Окошко» «Конфеты»
Если
ребенок выполнять задание за полминуты, похвалить его за это и предложить
выполнить второе задание.
2. Основная часть.
Садитесь
за столы (расставлены буквой П)
Я
расскажу вам одну историю. Решили зайчата и медвежата поиграть в футбол на
лесной поляне. (На магнитной доске вверху выставляю в ряд 4 зайчонка, внизу – 5
медвежат), а посередине – мяч). Построились в две шеренги и хотели уже начать
игру, но судья сказал: «Стоп! Почему в одной команде игроков больше, а в другой
меньше?».
Дети,
посчитайте и скажите, сколько в команде зайчат и медвежат.
-
Кого меньше зайчиков или медвежат? (зайчиков)
-
Кого больше, медвежат или зайчиков? (медвежат)
-
Какое чисто больше 5 или 4? (5)
-
Какое число меньше, 4 или 5? (4)
-
На сколько зайчиков меньше, чем медвежат? (на одного)
-
На сколько медвежат больше, чем зайчиков? (на одного)
Давайте
сделаем вывод 5>4
Игровое
упражнение «Что изменилось?»
На
слово «Ночь!» вы закрываете глаза, а на сигнал «День!», открываете глаза.
Даю
сигнал «Ночь!» Добавляю одного зайчика.
Даю
сигнал «День!», спрашиваю: «Что изменилось?».
Выслушиваю
ответ детей (Стало 5 зайчат).
-
Как получилось 5 зайчат? (Добавили одного).
-
По скольку же стало зайчат и медвежат? (Поровну, по 5)
Вот
теперь команды могут начать игру в футбол, потому что игроков стало поровну, по
5.
Пока
футболисты играют, я познакомлю вас с цифрой 5.
«Пять»
- изогнутая шейка.
Посмотрите,
это змейка.
Физминутка.
Игра «Жили – были пальчики…»
Жили
– были пальчики,
Пальчики,
пальчики!
Девочки
и мальчики,
Девочки
и мальчики!
Это
пальчик – Тонечка,
Этот
пальчик – Сонечка,
Посередочке
– Сергей,
Рядом
с братом – Алексей,
А
вот это – Гришка,
Пятый
шалунишка!
Ать-два!
Ать-два!
Было
пять, осталось – два!
Ну-ка,
ну-ка! Посмотрите:
Было
пять, осталось – три!
Посчитаем?
Снова пять!
Помоги
мне их назвать!
(Здесь темп игры немного замедляется, вы
обращаете внимание ребенка на произношение «имен» ваших пальчиков.)
Этот
пальчик – Тонечка,
Этот
пальчик – Сонечка,
Посередочке
– Сергей,
Рядом
с братом – Алексей,
А
вот это – Гришка,
Пятый
шалунишка!
Работа с раздаточным материалом.
Задание:
разложить цифры 1,2,3,4,5 по порядку.
Вопросы:
-
С какой из этих цифр мы познакомились сегодня? (цифрой 5)
-
Какая из этих цифр обозначает большее число? ( цифра 5)
-
Какие цифры идут при счете раньше цифры 5? ( цифры 1,2, 3, 4)
А
теперь давайте закрепим образование числа 5. Предлагаю детям выполнить задание
на карточках с двумя полосками.
-
На верхнюю полоску нужно положить 4 каштана, а на нижнюю полоску 5 желудей
(Дети считают предметы и рассказывают, где и сколько у них каштанов и желудей).
Что нужно сделать, чтобы каштанов и желудей стало поровну, по 5. (Добавить 1
каштан). Дети добавляют 1 каштан и рассказывают по скольку стало желудей и
каштанов. (Поровну, по 5).
Пришло
время отдохнуть.
Компенсаторная перестройка.
Упражнение на расслабление.
-
Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать. Но не все умеют расслабляться
отдыхать.
Есть
у нас игра такая
Очень
легкая, простая.
Замедляются
движенья,
Исчезает
напряженье.
И
становится понятно,
Расслабляться
так приятно.
(Дети
закрывают глаза и под звуки легкой музыки отдыхают 30 сек.)
Хорошо
нам отдыхать,
Но
уже пора вставать.
Веселы,
бодры мы снова,
И
к занятию готовы.
Дети,
подойдите к мольберту. Посмотрите, что это? (План нашей группы). Я хочу с ваши
поиграть. В нашей группе я спрятала предметы, сейчас мы будем их искать. (На
плане я показываю место, где спрятан первый предмет – куб). Сейчас внимательно посмотрите,
где спрятан первый предмет. (Дети находят первый предмет и называют его).
Аналогично дети выполняют второе и третье задания (находят шар и цилиндр). А
еще у меня есть для вас сюрприз, который вы должны найти самостоятельно,
ориентируясь по стрелочкам.
(Стрелки
ведут в раздевалку).
|