|
| | | |
Образовательная
программа
МКДОУ «Детский сад № 28»
на 2011-2015 годы /obrazovatelnaja_programma.doc
1.Структура
образовательной программы 1.1.Образовательная
программа МКДОУ «Детский сад № 28» на 2011-2015 годы состоит из двух
частей: - обязательной части; - части, формируемой участниками
образовательного процесса. 1. Пояснительная
записка 4.1.«Общеобразовательная
программа МКДОУ «ДС № 28» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте
от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям (обязательный минимум содержания дошкольного образования дан в
Концепции образования, содержания и методического обеспечения подготовки детей
к школе) – физическому, познавательно-речевому, социально-личностному и
художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками
готовности к школе. 4.2.В
ДОУ функционирует 12 общеобразовательных групп дневного пребывания,
укомплектованных в соответствии с возрастными нормами. Из них: - первая младшая группа с 2 до 3 лет – 3 группы; - вторая младшая группа с 3 до 4 лет – 3
группы; - средняя группа с 4 до 5 лет – 3 группы; - старшая группа с 5 до 6 лет – 3 группы. 4.6.
Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного
учреждения являются: -физическое
развитие; -познавательно - речевое развитие; -социально – личностное; -художественно – эстетическое развитие. 4.7.Цели
и задачи деятельности ДОУ по реализации основной образовательной программы
определены на основе анализа результатов предшествующей педагогической
диагностики, потребностей родителей, социума. Цели и задачи организации
педагогического процесса для его участников: -создать условия для укрепления здоровья
детей, способствовать их физическому и интеллектуальному развитию путем
активизации движений и целенаправленного общения с природой; -повысить
компетентность педагогов, родителей и воспитанников в вопросах связанных с
сохранением и укреплением индивидуального потенциала здоровья; -разработать
систему работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный
период; -повысить мотивационную готовность детей к
школьному обучению, упорядочить работу между ДОУ и СОШ №1 по осуществлению
преемственности образования; -развивать
пространственные отношения, как фактор успешной готовности к школе; -усилить
работу по развитию связной речи дошкольников через внедрение новых форм и методов; -усилить работу с детьми по ознакомлению с
окружающим миром природы, формированию экологической культуры; -изучить
программу Р.М. Литвиновой «Региональная культура: художники, писатели,
композиторы»; -изучить
историю, культуру, традиции, достопримечательности города Благодарного и ввести
в практическую работу с детьми; -создать
условия для раскрытия ребенком собственного мира, формирования собственной
позиции и неповторимой индивидуальности, умения отзываться на чужие переживания; -сформировать
творческую группу педагогов художественно – эстетического направления; -создать единый социокультурный контекст
воспитания и общения в дошкольном учреждении и семье, тесное сотрудничество с
семьями воспитанников; -повышение
профессиональной компетентности педагогов. 4.8.Организация
воспитательно-образовательного процесса строится на психолого– педагогически
обоснованном выборе воспитателем программ, планов, средств, форм и методов воспитания, образования и развития
детей, обеспечивающих получение образования соответствующего федеральным
государственным требованиям. Образовательный процесс в период дошкольного
детства строится на основании уважения детской индивидуальности, учета
готовности к освоению предъявляемых требований и исключение принуждения и
насилия, с опорой на достижения предыдущего этапа развития. 4.9.Проблема
перегрузки решается путем организации подгрупповой и индивидуальной работы с
детьми. 4.10. Образовательная программа МДОУ «ДС №28»
характеризуется тем, что: - разносторонне развивает детей от двух до семи лет с
учетом психофизиологических закономерностей их развития; - учитывает эмоционально-чувственную сферу,
способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей,
выражать эмоции и чувства вербально и невербально (в движении, мимикой,
голосом), на формирование групповой сплоченности и эмоциональной открытости; - способствует развитию социально-коммуникативных
умений, способности сопереживать другому человеку, овладевать социально
приемлемыми способами самовыражения в ситуациях общения, расширения
представлений ребенка о себе и своих возможностях, способствует формированию
социально-уверенного поведения; - имеет базисную основу, направлена на поддержку
основных линий развития ребенка, отвечающих своеобразию возраста, учитывающих
сензитивность разных возрастных периодов к становлению тех или иных психических
функций и новообразований, роли ведущей деятельности в их формировании.
Образовательная деятельность строится на развитии воображения и элементов творчества
(творческого отношения к действительности); исходных форм мышления
(наглядно-действенного, наглядно-образного, элементов логического мышления);
речи и речевого общения; произвольности, регуляции поведения и др.), призвана
обеспечивать проектируемый уровень общего психофизического развития ребенка на
каждом возрастном этапе дошкольного детства и на стадии его завершения; - задает базисное содержание образовательного процесса
в дошкольном учреждении, предусматривает вариативность его реализации, способствует
развитию инициативы и творчества педагогов дошкольного образовательного
учреждения; - включает содержание образования, соответствующее
психолого-педагогическое обоснование потенциала психофизического развития детей
дошкольного возраста, которое может служить условием для выравнивания их
стартовых возможностей при поступлении в школу; - носит преемственный, перспективный характер с
программами начальной ступени общего образования, определяя связь,
согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач,
содержания, методов, средств, форм организации образовательного процесса),
обеспечивающей развитие ребенка. Тем самым образовательная программа МДОУ «ДС № 28» содействует
сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой
инициативы педагогов, предоставляет широкие возможности для реализации
различных подходов к построению образовательного процесса в дошкольном
учреждении. Реализация содержания программы осуществляется не только в организованных
формах обучения, но и через организацию работы с детьми вне занятий, в
совместной и самостоятельной деятельности. Ведущее место принадлежит
развивающим играм Б.Никитина, чтению детской художественной литературы,
продуктивным видам деятельности (изобразительной, музыкальной,
театрализованной), активному исследованию социального и природного мира с
учетом регионального компонента. Большое внимание уделяется организации развивающей
предметно-пространственной среды, где дети могут заниматься самостоятельно, по
собственной инициативе. Оптимальным условием развития ребенка является
социально-педагогическая культура педагога, раскрывающаяся в такой категории,
как «взаимодействие». Сущностно-содержательные характеристики этого процесса
фиксируют степень личностной включенности педагога в образовательный процесс,
ведущей к осознанной заинтересованности в ребенке как самоценности. Именно от
системы отношений «ребенок-взрослый» зависят направленность и смысловое
содержание всего педагогически организованного деятельностного комплекса. В основу программы положена идея как
личностно-ориентированного, так и деятельностного подхода в воспитании,
обучении и развитии детей дошкольного возраста. 4.11.Содержание образовательной программы МКДОУ «ДС № 28»: - учитывает приоритет практической деятельности
(деятельностно-коммуникативная составляющая образованности), в ходе которой
дети получают необходимую информацию (предметно-информационная составляющая
образованности), постепенно овладевая ценностно-ориентационной составляющей
дошкольной образованности; - структурировано на основе компетентностного подхода,
направленного на формирование у ребенка новых универсальных способностей
личности и поведенческих моделей, готовности эффективно интегрировать
внутренние (знания, умения, ценности, психологические особенности и т.п.) и
внешние ресурсы для достижения поставленной цели; - имеет яркую воспитывающую направленность, т.е.
способствует формированию толерантности, уважения к традициям и обычаям своего
народа и других соседних народов, культурного и экологически грамотного
поведения и др. В соответствии с этим на дошкольной ступени
образования одновременно с развитием
личностных качеств повышается
компетентность ребенка в
разных видах деятельности и в сфере отношений. Личностные качества (устойчивое положительное отношение к себе,
инициативность и самостоятельность, доброжелательность и отзывчивость, чувство
собственного достоинства и уважение достоинства других, фантазия и воображение,
творческие способности, произвольность и волевое начало в продуктивной деятельности
и в поведении), формируются,
развиваются в процессе деятельности, носящей интегрированный характер, и
в опыте межличностных отношений. Повышение компетентности, проявляющейся в том, что, обладая знаниями,
умениями, навыками, ребенок способен принимать на их основе собственные
решения, происходит на основе формирующихся
и развивающихся компетенций (речевой,
коммуникативной, физической, здоровьесберегающей, интеллектуальной), которые
станут базой для работы с дошкольниками
в этом направлении на уровне системы общего образования. Коммуникативная компетенция - умение строить
взаимоотношения с другими детьми, взрослыми в соответствии с нравственными
нормами и общечеловеческими ценностями. Социальная компетенция - владение важнейшими
жизненными навыками, необходимыми для успешной социализации ребенка в
коллективе, обществе, адаптации к школе и быстроменяющимся условиям жизни. Здоровьесберегающая компетенция – признание ребенком
здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о
своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности,
готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием,
укреплением и сохранением здоровья. Двигательная компетенция – развитость
сенсорно-моторных и двигательных навыков в соответствии с нормами,
антропологическими и физиологическими особенностями ребенка. Познавательная компетенция - наличие у ребенка
адекватных представлений об окружающем мире и уровень развитости
соответствующих возрасту психических процессов. Творческая компетенция - развитость творческих
особенностей ребенка, позволяющих выйти за пределы исходной, реальной ситуации
и в процессе ее преобразования создать новый, оригинальный продукт. В образовательном процессе формирование указанных компетенций
должно происходить в тесной взаимосвязи различных видов детских деятельностей,
специфичных для данного возраста (познавательной, физической, изобразительной и
др.). Основой формирования компетенций ребенка дошкольного
возраста являются общие способности:
коммуникативные, познавательные, регуляторные, творческие. Коммуникативные способности позволяют ребенку
различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели
партнеров по общению, понимать состояния и поступки других людей, выбирать
адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с
целью оптимизации общения с окружающими. Регуляторные способности позволяют ребенку
регулировать поведение и деятельность, выполнять правила, действующие в
нормативной ситуации, иногда вопреки первоначальным непосредственным
побуждениям. Познавательные способности позволяют ребенку познавать
окружающую действительность и самого себя. Творческие способности позволяют ребенку выйти за
пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт. Образовательная программа включает пояснительную записку, основное содержание с
примерным его распределением по возрастным ступеням дошкольного периода
развития ребенка (от 2 до 7 лет), рекомендуемая
модель (результат) дошкольного
образования воспитанников, модель выпускника. 4.12.Программа
сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными
Федеральными государственными требованиями: -содержание программы
соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной
педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного
образования; -соответствует принципу развивающего
образования, целью которого является развитие ребенка; -соответствует критериям полноты, необходимости
и достаточности; -обеспечивает единство
воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования
детей дошкольного возраста; -строится с учётом принципа
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей; -предусматривает решение
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при
проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного
образования; -предполагает построение
образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является
игра. В основе программы лежит
деятельностный подход. Деятельность развивается от возраста к возрасту,
меняются ее содержание и форма. 4.13.Содержательные модули программы Модуль 1. Физическое развитие ребенка Модуль 2. Социально-личностное развитие ребенка Модуль 3. Познавательно-речевое развитие ребенка Модуль 4. Художественно-эстетическое развитие ребенка 4.14.Организация
образовательного процесса Организация образовательного процесса предусматривает: - игровую деятельность (развивающие игры:
настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские
игры); - творческие задания, предполагающие организацию
разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной,
музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой); - экскурсии; - исследование, экспериментирование (игровое
экспериментирование и опыты с предметами и материалами); - прогулки в природу в разные сезоны (на различные
городские и сельские объекты; - развлечения; - проектирование решения проблемы; - познавательные беседы (с использованием
разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения,
художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий); - посещение гостей; - чтение, прослушивание сказки; - трудовую деятельность (труд в природе и
хозяйственно-бытовой труд). Использование педагогом разнообразных организационных
форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление,
воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; на создании условий
для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным
потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструирование
диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и
детей. Решение задач повышения
эмоциональной активности детей предусматривает: • использование игровых мотиваций; • планирование сюрпризных моментов; • включение игровых и сказочных персонажей; • использование музыкального сопровождения
соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию; • использование художественного слова (коротких
рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок,
закличек, потешек, примет и т.д.); • обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и
творческой деятельности; • «минутки вхождения в день»; • групповые дела, предусматривающие участие
родителей и детей; • предоставление детям возможности сделать
самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.); • передача, имитация через движение характерных
особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира; • поощрение детей за внимательность,
доброжелательность, сотрудничество. Решение задач повышения
познавательной активности детей предусматривает: • развивающие игры; • игры-инсценировки, игры-драматизации; • игры-экспериментирования с разнообразными
материалами; • классификация и обобщение игрового материала,
предметов, картинок по разным основаниям; • создание проблемных ситуаций; • использование художественного слова, музыкального
сопровождения; • познавательные беседы; • вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие,
обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных
представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать,
устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать
выводы; • сравнительный анализ различных предметов, объектов
окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность
и без опоры на наглядность; • обследование различных предметов; • наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями
окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.; • опытное экспериментирование с объектами неживой
природы, физическими явлениями; • знаково-символические обозначения ориентиров; • демонстрация наглядного материала, наглядных
образцов; • словесные инструкции (инструкции-констатации,
инструкции-комментарии и инструкции-интерпретации), «нормотворчество»; • совместное обсуждение информации, коллективное
формулирование выводов, подведение итогов; • изучение правил взаимодействия в групповой
деятельности; • планирование, распределение ролей, осуществление
игровых действий; • создание ситуаций проектирования (метод проектов); • само- и взаимоконтроль
интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в
микрогруппах). Предполагаемый образовательный результат (модель
выпускника) Результат дошкольного образования представлен в виде
образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная,
регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки
рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего
развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетенций. Коммуникативная способность
ребенка: - различать ситуации общения, на этой основе
определять собственные цели и цели партнеров по общению; - понимать состояния и поступки других людей; - выбирать адекватные способы поведения в данной
ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими; сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного
возраста) в предложенных формах; - проявлять инициативу в установлении контактов; - высказывать свое отношение к поступкам окружающих
людей, происходящим событиям. |
| |
| |
|
|