Детский сад и семья в сохранении и
укреплении здоровья детей
Здоровье ребёнка с первых дней жизни
зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает
на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто
знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с
их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не
актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким
образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья
дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении
детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного
физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач
занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра
пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у
родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и
укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной
целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена
положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию
на здоровый образ жизни.
В основу работы положен
технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей
деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической
деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном
процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми
информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый
стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность
личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на
знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Компетентность здоровьесбережения
включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений,
навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и
необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это
позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на
осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения
каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Приоритетом нашего учреждения
является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов
постоянно работает над проблемами
повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был
накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному
образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение
перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но
и развития.
Поэтому своей целью мы поставили
повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем
создания, теоретического обоснования и практического применения модели
формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их
возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии
развития и воспитания.
Задачи
работы:
Разработать
алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного
процесса дошкольного учреждения.
Разработать
и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование
у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с
детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья
окружающих.
Изучить
и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому
образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем
развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и
заботиться о своем здоровье.
Активизировать
педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через
разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде
здорового образа жизни.
На
базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и
оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду
функционируют спортивная площадка, прогулочные площадки для всех возрастных
групп, музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования
двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных
занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные
уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для
самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр,
физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для
индивидуальной профилактической работы с детьми.
В
«уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по
культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию,
соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети
самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и
навыки по формированию своего здоровья.
В
систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения
здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во
время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома.
Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации,
беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной
литературы, рисование.
Большое
значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей
используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание
классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после
сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время
предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на
расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыко и смехотеропии,
сказкотерапии.
Здоровый
образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как
известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие
ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к
заболеваниям.
В
нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального
здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём
соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального
подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты,
соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых
респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что
позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся
плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной
поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой,
воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Одним
из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится
культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в
здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные
формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные
буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья,
оформляются информационные уголки здоровья «Вот я - болеть не буду», «Как я
расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские
собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные
семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в
ДОУ.
Схема: Работа педагога по охране жизни и
здоровья воспитанников /_tbkp/irina/skhema_okhrana_zhizni_i_zdorovja_detej.doc
Формирование культуры здорового
образа жизни у дошкольников
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно
важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся
средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения
оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное
учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового
образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском
образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как
можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни,
побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать
свое здоровье.
Понятие "здоровье” имеет множество определений. Но самым популярным,
и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной
организацией здравоохранения: "Здоровье- это состояние полного физического,
психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или
физических дефектов”
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем
организма человека, основу которого составляет биологическая программа
индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой
составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Формирование культуры здорового образа жизни /_tbkp/irina/formirovanie_kultury_zdorovogo_obraza_zhizni_u_dos.doc