Групповая
консультация
на
тему:
«Психологическое
здоровье педагога».
Цель:
создание
позитивного настроя на педагогическую деятельность, диагностика первичных
признаков хронического утомления, психологическое просвещение педагогов,
направленное на формирование основ психогигиены, развитие навыков саморегуляции
эмоционального состояния.
Место
проведения: МКДОУ «ДС № 28» г. Благодарный
Дата
проведения: 20.02.2013 г.
Ответственный:
педагог-психолог
Н. Н. Найденова
Ход
консультации:
1. Психологический настрой «Улыбка», дыхательная
гимнастика.
2. Групповая дискуссия: обсуждение понятий
«здоровье» и «психологическое здоровье».
Психолог: «Уважаемые коллеги, сегодня мне бы
хотелось обсудить с вами, что такое здоровье. (Педагоги высказывают разные
мнения). Если раньше ученые говорили о том, что здоровье – это состояние
отсутствия болезней, то сейчас здоровье определяется гораздо шире. Многие
ученые сходятся на мнении о том, что здоровье – это состояние физиологического,
психологического и социального комфорта. Таким образом, можно сделать вывод о
том, что понятие здоровье включает в себя три аспекта. Нельзя их отделить один
от другого, они все взаимосвязаны. Увеличение в последние десятилетия
количества психосоматических заболеваний говорит о важности не только физического,
но и психологического комфорта для ощущения человеком себя личностью
полноценной и здоровой.
В последнее
время одной из важных проблем работников системы образования является проблема
хронического утомления. В сохранении психического здоровья педагогов трудности
с саморегуляцией эмоционального состояния заключаются в том числе и в неумении
воспитателей вовремя заметить у себя признаки переутомления, а также составить
свой жизненный график так, чтобы адекватно справляться с усталостью».
3. Тест «Наличие первичных признаков хронического
утомления».
Педагоги отвечают на вопросы теста и самостоятельно
его обрабатывают. Психолог зачитывает ключ.
4. Просветительский блок «Личная психогигиена
педагога».
Психолог: «Причины напряженности
педагога были выделены следующие.
·
Особая ответственность педагога за
выполнение своих профессиональных функций;
·
Загруженность рабочего дня;
·
Высокие эмоциональные и интеллектуальные
нагрузки;
·
Чувствительность к имеющимся трудностям;
·
Неблагоприятные социальные условия и
психологическая обстановка;
·
Необходимость творческого подхода к профессиональной деятельности;
·
Необходимость в овладении современными
методиками и технологиями обучения.
Основные правила личной
психогигиены:
1. Забота о себе и снижение уровня стресса:
¢ стремление
к равновесию и гармонии, здоровому образу жизни, удовлетворение потребности в
общении;
¢ получение
удовольствий;
¢ умение
отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
2. Трансформация негативных убеждений, чувства
отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
¢ стремление
находить смысл во всем — как в значительных событиях жизни, так и в привычных,
повседневных заботах;
¢ стремление
бороться со своими негативными убеждениями;
¢ создание
или принадлежность к какому-либо сообществу.
3. Повышение уровня профессионального
мастерства.
Качества, помогающие
педагогу избежать хронического утомления:
Во-первых:
·
хорошее здоровье и сознательная,
целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия
спортом, здоровый образ жизни).
·
высокая самооценка и уверенность в себе,
своих способностях и возможностях.
Во-вторых:
·
опыт успешного преодоления
профессионального стресса;
·
способность конструктивно меняться в
напряженных условиях;
·
высокая мобильность;
·
открытость;
·
общительность;
·
самостоятельность;
·
стремление опираться на собственные
силы.
В-третьих:
способность формировать
и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в
отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Рекомендации
психолога «Как избежать стресса и перестать беспокоиться по пустякам»:
1. Будьте
внимательны к себе: это поможет Вам своевременно заметить первые симптомы
усталости.
2. Любите
себя, или по крайней мере старайтесь себе нравиться.
3. Человеку
обязательно необходимо иметь любимое увлечение (хобби). Это позволит Вам
обрести себя, поверить в свои силы. Подумайте, какой род занятий вне работы мог
бы увлечь Вас настолько, что Вы выполняли бы его с постоянной радостью. Осмельтесь помечтать, дайте волю
фантазии. Эта форма самовознаграждения позволяет гораздо легче переносить
трудности на работе и семейные неурядицы.
4. Больше
движения! Поскольку стресс требует выхода накопившейся энергии, то движение
является лучшим средством против стресса, и как всякое целебное средство, оно
действует оптимальным образом, если вы «принимаете» его регулярно. Найдите для
себя оптимальную форму двигательной активности, которая доставляла бы вам
радость.
5. Дышите
правильно. Дышите спокойно, равномерно, особенно если попали в ситуацию
стресса. Делайте глубокие вдохи и медленные выдохи. Особенно эффективно дышать
таким образом. Медленно и спокойно вдыхать через нос и медленно и спокойно
выдыхать через рот.
6. Питайтесь
правильно. Отдавайте предпочтение легкой, по возможности натуральной пище и не
поглощайте ее большими порциями. Больше употребляйте в пищу фруктов, овощей,
пейте витамины, иногда балуйте себя плиткой хорошего темного шоколада – это все
отличные источники – антидепрессанты хорошего самочувствия и, как следствие,
хорошего настроения.
7. Перестаньте
искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая
хороша сама по себе.
8. Перестаньте
жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе
с ними.
9. Находите
время для себя, Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь.
Правильно проводите выходные и отпускные дни. Позаботьтесь, чтобы отпуск или
выходные дни проходили не только в хлопотах, но распределяйте время так, чтобы
была возможность отдохнуть, почитать, сходить в гости, посмотреть любимый
фильм, уделить внимание своей внешности, заняться аутотренингом, выполнить
гимнастические упражнения, послушать приятную музыку. Подумайте над тем, что
проведению свободного времени тоже нужно учиться, чтобы это были действительно
дни отдыха.
10. Учитесь
трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний
пересмотр событий.
11. Придайте
смысл своей жизни. Не спрашивайте больше себя, почему все так серо, скучно и
однообразно, а придайте своей жизни желанный смысл. Ответы на вопрос: «В чем
смысл моей жизни?» могут быть разными. Важно, чтобы ответ вас удовлетворял. Но
смысл имеет каждая жизнь, и она должна приносить радость. Если это не так,
значит, Вы где-то ошиблись со смыслообразованием и должны изменить свою жизнь,
отказавшись от того, что не доставляет радость. Расстаньтесь с тем, что Вас
тяготит, и Вы, наконец, почувствуете вкус настоящей жизни.
12. Немецкий
психолог Вера Биркенбил советует:
«… если вас одолели
тягостные мысли, измучили грусть и тоска, попробуйте уединиться( дабы не
вызвать у окружающих недоумение своим неадекватным поведением) и наденьте на
лицо улыбку. Пускай для радости нет никакого реального повода, всё равно
попробуйте. Поначалу получиться лишь вымученная гримаса. Но её необходимо
удержать хотя бы на минуту, чтобы сигналы об этом выражении лица могли активно
воздействовать на мозг. Не было случая, чтобы в течении минуты гримаса не
начинала приобретать черты по-настоящему искренней улыбки. Параллельно начинает
меняться и настроение, мир уже не кажется таким мрачным».
Уважаемые коллеги, в конце моей консультации хочу
обратить ваше внимание вот на что. В
наше работе, несмотря на ее напряженность, существует главный
психотерапевтический источник. Это улыбки наших замечательных детей, тот заряд
положительной энергии, который мы получаем от своих любимых воспитанников. Так давайте же будем
учиться у подрастающего поколения позитивно воспринимать окружающий мир! А я
вам желаю ЗДОРОВЬЯ!»
Педагогическая агрессивность /_tbkp/irina/pedagogicheskaja_agressivnost.doc
Упражнения для снятия эмоционального
и физического стресса
во время работы за компьютером /_tbkp/irina/kompjuter-uprazhnenija_dlja_snjatija_stressa.doc
во время работы за компьютером /_tbkp/irina/kompjuter-uprazhnenija_dlja_snjatija_stressa.doc
Памятки по ЗОЖ для педагогов/_tbkp/irina/pamjatki_po_zozh_dlja_pedagogov.doc