ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И КЛЮЧЕВЫЕ
ОСОБЕННОСТИ
Организация
введения ФГОС ДО на уровне дошкольного образовательного учреждения.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования представляют собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных
программ дошкольного образования.
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования:
должен обеспечивать:- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального, образования;
включает в себя требования к:
- структуре основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- условиям реализации основной образовательной программы общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
- результатам освоения основной образовательной программы общего образования;
ФГОС ДО является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников ДОУ.
Под организацией введения
Стандарта понимается комплекс мероприятий, реализация которых необходима (на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях) для введения Стандарта после
его утверждения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данные мероприятия должны быть взаимоувязаны по содержанию, срокам, ресурсам и
ответственным за их реализацию.
В 2013-2014 учебном году все дошкольные
образовательные учреждения Ставропольского края приступили к обучению по
программам, соответствующим федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования. Деятельность
дошкольных образовательных учреждений Ставропольского края по введению и
реализации федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования в 2013-2014 году
связана с изучением правового пространства и нормативного регулирования.Проект Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО), разрабатывается впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 1 сентября 2013 года.
В качестве одной из приоритетных задач модернизации общего образования в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является переход на новые образовательные стандарты.
С принятием нового Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" 29.12.2012 № 273-ФЗ, дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Соответственно, содержание дошкольного образования выстраивается в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, поэтому в настоящее время назрела необходимость введения Федеральных государственных образовательных стандартов не только на начальную и среднюю общеобразовательную школу, но и в дошкольное образование.
В настоящее время Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 утверждены и введены в действие федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, отличительной особенностью которых является определение не только содержательных особенностей дошкольного образования, но и требований к его результату в виде интегративных качеств личности выпускников детского сада, необходимых для успешного освоения ими основных общеобразовательных программ начального общего образования.
На сегодняшний день коллективы ДОУ стоят перед выбором одной из примерных основных общеобразовательных программ, которые бы соответствовали ФГОС ДО особенности которых не всегда очевидны для педагогов. Но, даже сделав свой выбор и приступив к разработке и реализации основной общеобразовательной программы в своём учреждении, педагоги ДОУ сталкиваются с рядом трудностей, обусловленных необходимостью планировать и осуществлять образовательный процесс на основе принципов интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса, проводить мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы. Имеющееся методическое обеспечение примерных программ не всегда даёт ответы на вопросы, возникающие в практической деятельности.
Дошкольное образование согласно, Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Стандарт разработан на основе Конвенции ООН о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы Организацией.
ФГОС отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно уровня дошкольного образования, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей дошкольных Организаций, специалистов системы образования, семей воспитанников и широкой общественности.
Федеральный
государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования учитывает:
·
самоценность этапа дошкольного детства в общем развитии
человека;Стандарт
утверждает основные принципы:
·
поддержки
разнообразия детства;· сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
· полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
· создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
· содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
· приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
· формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
Стандарт решает задачи:
· разработки и реализации Программы;
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
ФГОС
включает в себя требования:
·
к
структуре основных образовательных программ (в т. ч. соотношению обязательной
части основной образовательной программы и части, формируемой участниками
образовательных отношений) и их объему; Кроме того, ФГОС дошкольного образования в отличие от ФГОС общего и профессионального образования не является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и направленности.
Учитывая вышесказанное, требуется создание системы оценки качества дошкольного образования, включающей разработку показателей эффективности деятельности образовательных учреждений, осуществляющих реализацию общеобразовательных программ дошкольного образования. Необходимо ясно понимать, что должно быть на выходе после завершения дошкольного образования, какие качества должны быть сформированы у ребенка, насколько он должен быть готов к обучению в начальной школе.
Главными критериями ФГОС дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе (по ФГТ). Мы утверждаем, что не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. И эту стратегию государственной политики мы должны воплотить в стандарте, который станет понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре.
Главной целью разработчиков проекта ФГОС дошкольного образования сделать акцент на развитие способностей ребенка, которые соответствуют дошкольному возрасту, – к играм, рисованию, конструированию. Большое внимание в проекте ФГОС уделяется развитию у ребенка инициативности, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Ребенок, по новому стандарту, должен развиваться в четырех образовательных областях: коммуникативно-личностной, познавательно-речевой, художественно-эстетической и в области физического развития. Дети будут заниматься ходьбой, бегом, прыжками, лазаньем, катанием на самокате, санках, велосипеде. Они будут играть, общаться со взрослыми и сверстниками, исследовать окружающий мир и экспериментировать с ним, слушать произведения фольклора и литературы, учиться конструировать, рисовать, лепить, петь, танцевать, а также учиться элементарной трудовой деятельности. ФГОС учитывает интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Для них должны быть созданы адаптированные образовательные программы. В детских садах, где есть дети с ограниченными возможностями, должны работать ассистенты, которые будут оказывать детям необходимую помощь. Кроме того, в детском саду должны быть организованы групповые и коррекционные занятия.
Отдельно в стандарте прописано уважение педагогов к их воспитанникам и то, что образовательный процесс должен учитывать интересы и возможности каждого ребенка; прописана защита детей от всех форм физического и психического насилия, что отсылает к п. 1.9 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования будут разработаны примерные образовательные программы дошкольного образования. Впервые она определяется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации детей, а не как программа обучения детей.
С принятием нового закона «Об образовании в РФ» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, и ему потребовался ФГОС — такой же, как и для трех ступеней школы, с тремя «Т» (то есть требованиями к):
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования.
Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учётом их психолого-возрастных и индивидуальных особенностей и должна быть направлена на решение задач Стандарта, указанных в п. 5 его Общих положений.
Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:
● коммуникативно-личностное развитие;
● познавательно-речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
● характер взаимодействия со взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта.
Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие воспитанников во всех четырёх взаимодополняющих образовательных областях (в соответствии с п. 3 настоящих Требований к структуре Программы).
Порядок изложения и принципы внутреннего структурирования всех разделов Программы избираются авторами с учётом предложенной структуры основной образовательной программы, которая включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса.
В соответствии с Планом действий по модернизации общего
образования на 2011-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 7 сентября 2010 г . № 1507-р, предусмотрено введение
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования во всех дошкольных образовательных учреждениях Российской
Федерации.
Перемены, происшедшие в нашей стране за
последние годы, повлекли за собой изменения в образовательной политике,
пересмотрев основы функционирования образовательных систем. В последнее
десятилетие мы наблюдаем устойчивую смену образовательных парадигм, внедрение
новых подходов к организации обучения детей на разных ступенях образования.
ФГОС дошкольного образования
появляется в нашей культуре и жизни впервые. Разработчики называют его
«стандарт поддержки разнообразия детства».
ФГОС
дошкольного образования - это система
требований к структуре образовательной программы и условиям её реализации в
преемственности с требованиями ФГОС для начального общего образования. Он
обеспечивает основу развития ребенка как совокупность личностных качеств,
обеспечивающих интеллектуальную и психологическую готовность к обучению в
школе.
В
соответствии с ФГТ разработаны примерные основные общеобразовательные программы
дошкольного образования: «Успех», «От рождения до школы», «Детство», «Радуга»,
«Истоки», «Школа 2100», на основе которых дошкольные образовательные
учреждения разрабатывают и реализуют основные общеобразовательные программы
дошкольного образования.
Таким образом, качество дошкольного образования можно обозначить как
комплексную характеристику, выражающую степень соответствия дошкольного
образования федеральному государственному образовательному стандарту.
Социализация ребенка — как он общается
с другими детьми и воспитателями, занимается различной деятельностью, в
новом стандарте дошкольного образования утверждается в качестве основного
критерия - развитие ребенка наравне с индивидуализацией. Социализация детей дошкольного возраста – то основание вокруг
которого, собственно, вся ситуация создания данного стандарта. Требования,
которые обязательны при реализации программы, к условиям, к структуре и
результатам в данном стандарте занимают главенствующую, самую важную позицию.
Особенности
введения ФГОС ДО.
Группы в одной Организации могут действовать на основе
различных Программ.
Организация введения ФГОС на уровне дошкольного образовательного учреждения/images/fgos_do_na_sajt.doc