Утверждаю:
Заведующий МКДОУ «ДС № 28»
И.В. Дурнева
Планирование физкультурно-оздоровительной и
воспитательной работы с детьми 2-7 лет в летний период
Комплексный проект
«ВЕСЕЛЫЙ ЛЕТНИЙ МАРАФОН»
Принято на
педагогическом совете №5
Протокол № 5 от 31 мая
2013 года
г. Благодарный
2013 год
Введение
Комплексный проект «Веселый летний
марафон» реализует новый подход к организации летнего отдыха детей в ДОУ. В
основе его-произведение Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», с
которым дети знакомятся в процессе проживания проекта. Проект делится на три
месяца, каждому месяцу даны оригинальные названия: июнь – «Незнайка в Цветочном
городе», июль – «Путешествие Незнайки», август – «Незнайка в Зеленом городе». У
каждого дня есть свой необычный герой: Незнайка, Винтик, Тюбик, Знайка,
Пилюлькин, который несет «идею дня». Герои проводят утреннюю гимнастику, где
дети сами узнают с утра о названии и идее дня. Герои могут периодически
появляться или передавать различные сообщения, преподносить внезапные сюрпризы.
Еженедельно по вторникам организуется
«Летний вернисаж»-совместная продуктивная деятельность детей и взрослых по теме недели. «Летний
вернисаж» представлен в виде мини-выставок в групповых комнатах, на игровых
участках и в холле детского сада.
Ежемесячно в рамках проекта оформляется
наглядный информационный стенд «Цветочная поляна», включающий в себя разделы:
«События месяца», «Приметы», «Фото месяца», «Летний вернисаж». «Поэтическая
страничка».
Музыкально-театральное направление
проекта помогает сделать жизнь детей в саду увлекательнее, разнообразнее.
Музыкально-театрализованная деятельность
в детском саду организационно
пронизывает все режимные моменты: включается во все занятия, в совместную
деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляется в
самостоятельной деятельности детей. Свободная совместная деятельность детей и
взрослых включает в себя игровые
ситуации прогулок. Организацию игр в игровых комнатах, чтение художественной
литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение
дня. Игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией. Кроме
этого, яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной
деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют
возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.
Продукты музыкально-театрализованной
деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) вносятся в
содержание праздников, развлечений и «сладких пятниц».
Летний период представляет собой
уникальную возможность для планирования дел по художественно-эстетическому
направлению (беседы; оформление передвижной выставки «Летний
вернисаж»-рисование, лепка, аппликация, поделки из природного и бросового
материала; наблюдения в природе…). Такая деятельность не только способствует
развитию интереса каждого ребенка к изобразительному творчеству, но и дает
возможности для проявления познавательной активности, инициативы и
самостоятельности каждого ребенка.
Одним из важных направлений в работе с
детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Проект
«Веселый летний марафон» учитывает то, что познавательная активность
дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях. В летний период
педагоги ДОУ большое внимание уделяют ориентировочно-исследовательской
деятельности, в процессе которой у детей формируется стремление узнать и
открыть для себя как можно больше нового. В рамках проекта с детьми планируются
наблюдения, труд в природе, целевые прогулки, проводятся познавательные беседы,
организуются различные опыты.
Пояснительная записка
Срок
реализации: 3 месяца (июнь-август 2013 года).
Тип
проекта: информационно-творческий.
Вид
проекта: фронтальный.
Актуальность.
На современном этапе развития общества
острыми проблемами являются: ухудшение экологической ситуации, социальная неустойчивость,
снижение уровня жизни, что способствует ухудшению здоровья детей, его
физического, психического и социального компонентов.
Такие проблемы затрагивают детей уже в
дошкольном возрасте. Следовательно, именно ДОУ необходимо активно использовать
здоровьесберегающие технологии, их оптимальную и рациональную организацию в
решении воспитательных, развивающих, оздоровительно-профилактических задач.
Одной из наиболее эффективных форм их
реализации является организация отдыха воспитанников ДОУ в летний период.
Лето - плодотворное время для укрепления здоровья детей, формирования у
них привычки к здоровому образу жизни, а также навыков безопасного поведения в
природе.
Учитывая, что в летний период
дошкольники максимальное количество времени проводят на свежем воздухе,
целесообразно в работе с детьми использовать проектную деятельность.
Проект «Веселый летний марафон»
охватывает всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие
возможности для укрепления физического, психического и социального здоровья
воспитанников, развития у них познавательных, коммуникативных, творческих
способностей, а также повышения информационной компетентности родителей в
области организации летнего отдыха детей.
Исходной предпосылкой выбора тематики
проекта является проблема недостаточного ознакомления детей с объемными
классическими литературными произведениями, способствующими гармоничному
развитию личности дошкольников. В качестве основы выбрано произведение Н.
Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Чудесная сказка о том, как в одном
городе жили коротышки ростом с небольшой огурец. Самый веселый и бесшабашный из
них - Незнайка всегда попадал в удивительные и самые невероятные истории, а его
верные друзья всегда помогали самому известному среди коротышек Цветочного
города в беде.
Мы уверены - не знать Незнайку просто
невозможно! И хотя в Цветочном городе живет множество других малышей и малышек,
именно непоседа Незнайка известен всем и каждому. Почему? Мы ответим - из-за
обаяния. Именно обаяние делает коротышку неотразимым и привлекательным и дает
ему возможность с первой же минуты завоевать детское сердце. К тому же Незнайка
подвижен, любопытен, общителен и отнюдь не лишен талантов. Наш Незнайка
разносторонний, неунывающий, а главное, невероятно похож буквально на любого
мальчишку.
Поэтому в качестве основной идеи проекта
«Веселый летний марафон» определена
возможность проживания рядом с этим забавным и удивительно искренним
человечком!
Цель: создание оптимальных условий для
сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья
воспитанников ДОУ в летний период.
Задачи:
1.
Способствовать
укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского
организма.
2.
Развивать
двигательные, психические, интеллектуальные, творческие способности
воспитанников в разнообразных видах деятельности.
3.
Создавать
атмосферу радости, формировать положительное эмоциональное состояние всех
участников образовательного процесса.
4.
Развивать
и поддерживать интерес к художественной литературе на материале произведения Н.
Носова «Приключения Незнайки и его друзей».
5.
Обеспечить
содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей, всех
специалистов ДОУ и родителей.
Гипотеза: оптимальные
психолого-педагогические условия,
системное
использование здоровьесберегающих технологий и эмоционально-познавательное
общение взрослых с детьми будут способствовать развитию общекультурных,
социально-нравственных, интеллектуальных, коммуникативных качеств ребенка.
Особое
внимание уделяется физкультурно-оздоровительному направлению проекта.
Цель физкультурно-оздоровительного
направления:
реализация комплексного подхода к вопросу охраны и укрепления здоровья детей в
летний период через формирование у них знаний, привычек и ценностей здорового
образа жизни.
Задачи физкультурно-оздоровительного
направления:
1. Формировать у
воспитанников, родителей, педагогов ответственность за сохранение собственного
здоровья.
2. Разносторонне и
гармонично развивать детей в летний период.
3. Разнообразно
развивать двигательные навыки и физические качества детей.
4. Формировать
убеждения, представления в области здоровья, навыки и умения здорового
поведения.
Кирпичиками
оздоровительного или здоровьесберегающего
направления
являются два основных компонента двигательного режима: самостоятельная и
организованная двигательная деятельность детей в летний период, состоящая из
пяти основных жизненно важных движений: бега и ходьбы, прыжков и лазанья,
метания.
Здоровьесберегающее направление
предполагает ежедневные физкультминутки, дыхательные и око-гимнастики,
психогимнастики, пальчиковые игры, спортивные и подвижные игры и упражнения-с
целью понижения утомляемости, переключения, повышения уровня адаптации и
сопротивляемости детского организма, улучшения эмоционального состояния,
повышения творческой активности, а в конечном счете-всесторонннего развития
физических и духовных сил дошкольников. Поэтому в реализации проекта
указываются только новые игры, упражнения, связанные с конкретной темой недели.
Особое внимание уделяется модулям,
которые логически пронизывают весь проект:
Модуль 1. Гигиена труда и отдыха в
летний период.
Периоды изменения работоспособности.
Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный
отдых. «Минутки отдыха» и сон, как наиболее эффективный отдых. Факторы,
приводящие к утомлению в летний период.
Ожидаемый
результат:
1.
Дети
умеют распознавать признаки физического утомления.
2.
Приобретают
навыки переключения на разные виды деятельности, избегают утомления, следуя
здоровьесберегающим технологиям.
Модуль 2. Основы
личной безопасности и профилактика травматизма в летний период.
Безопасное поведение на дорогах, в
лесу, у водоема. Основные ситуации – «ловушки», в которые попадают дети:
«закрытый обзор», «отвлечение внимания», «проезжая часть», «берег реки» и т.д.
Опасные факторы современного жилища,
игровой площадки, улицы, похода. Ожоги в летний период: солнечные, растениями,
спичками, химическими средствами и т.д. Оказание первой помощи при простых
травмах, укусах насекомых.
Ожидаемый результат:
1.
Дети
умеют прогнозировать развитие ситуации на дороге, в походе.
2.
Имеют
навык наблюдения, навыки «сопротивления» волнению или спешке.
3.
Умеют
распознавать опасные зоны в помещении и на улице.
4.
Имеют
навыки безопасного обращения с электроприборами, острыми предметами, открытым
огнем.
5.
Умеют
оказывать помощь себе и другим при простых травмах.
Модуль 3.
Питание и здоровье.
Питание-основа
жизни. Представление о полезных пищевых
веществах,
их значении для здоровья, важнейших природных витаминных источниках. Режим
питания, правила поведения за столом. Обработка пищевых продуктов перед
употреблением. Хранение пищевых продуктов. Правила ухода за посудой
(многоразовой и одноразовой).
Ожидаемый результат:
1.
Дети
умеют соблюдать элементарные правила режима питания.
2.
Умеют
пользоваться столовыми приборами.
3.
У
детей выработаны: навыки соблюдения правил хранения
пищевых
продуктов, обработки фруктов и овощей перед их употреблением; умение мыть
посуду и столовые приборы.
Ожидаемые результаты от проведения
оздоровительного направления проекта:
1.
Введение
оптимального двигательного режима детей в летний период.
2.
Снижение уровня заболеваемости в летний
период.
3.
Повышение
уровня адаптации к современным условиям жизни.
4.
Овладение
навыками самооздоровления.
Формы и методы оздоровления детей в
летний период
№
п/п
|
Формы и методы
|
Содержание
|
Контингент
детей
|
|
1.Обеспечение
здорового ритма жизни
|
1.Щадящий
режим (адаптационный период). 2.
Гибкий режим. 3.
Организация микроклимата и стиля жизни групп в летний период. 4.
Соблюдение питьевого режима.
|
Вновь
прибывшие дети Все
группы
|
2.
|
Физические
упражнения
|
1.Утренняя
гимнастика. 2.Физкультурно-оздоровительные
занятия, упражнения, развлечения, игры. 3.Подвижные
и дидактические игры. 4.Профилактическая
гимнастика (элементы йоги, улучшение осанки, профилактика плоскостопия,
улучшение зрения и т.д.) 5.
Спортивные игры. 6.
Физкультурные минутки и динамические паузы.
|
Все
группы Средние
и старшие группы
|
3.
|
Гигиенические
и водные процедуры
|
1.Умывание. 2.Мытье
рук по локоть. 3.Игры
с водой и песком.
|
Все
группы
|
4.
|
Свето-воздушные
ванны
|
1.Проветривание
помещений (сквозное). 2.Сон
при открытых фрамугах. 3.
Прогулки на свежем воздухе. 4.Обеспечение
температурного режима и чистоты воздуха.
|
Все
группы
|
5.
|
Активный
отдых
|
1.Развлечения
и праздники. 2.Игры
и забавы. 3.Дни
здоровья. 4.Походы
на территории детского сада и за ее пределами.
|
Все
группы
|
6.
|
Свето-и
цветотерапия
|
1.Обеспечение
светового режима. 2.Цветовое
и световое сопровождение среды и воспитательного процесса.
|
Все
группы
|
7.
|
Музыкотерапия
|
1.Музыкальное
сопровождение режимных моментов. 2.Музыкальное
сопровождение игр, упражнений, развлечений. 3.Музыкальная
и театрализованная деятельность в летний период.
|
Все
группы
|
8.
|
Аутотренинг
и психогимнастика
|
1.Игры
и упражнения на развитие эмоциональной сферы. 2.Игры-тренинги
на снятие невротических состояний. 3.Минутки
вхождения в день. 4.Психогимнастика. 5.Игровой
самомассаж. 6.Упражнения
кинезиологической направленности. 7.Дыхательная,
звуковая, пальчиковая гимнастика.
|
Все
группы
|
9.
|
Спецзакаливание
|
1.Хождение
босиком. 2.Игровой
массаж. 3.Обтирание. 4.
«Тренажерный путь» (в группе). 5.
«Дорожка здоровья» (на улице).
|
Все
группы
|
10.
|
Пропаганда
ЗОЖ
|
Организация
консультаций, бесед, спецзанятий.
|
Все
группы
|
11.
|
Витаминотерапия
|
Включение
в рацион питания: соков, фруктов, овощей, зелени.
|
Все
группы
|
Реализация задач проекта осуществляется по направлениям, которым даны названия:
-
физкультурно-оздоровительное-«Путешествие за здоровьем»;
-
музыкально-театральное-«Мы – таланты и артисты»;
-
художественно-эстетическое-«Веселые и умелые пальчики»;
-
познавательное-«Интересное рядом"
Материал подготовила И.В. Дурнева, заведующий МКДОУ "ДС № 28"