Материал, представленный заведующим МКДОУ "ДС № 28" И.В. Дурневой на Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/13 учебного года, организуемый на всей территории Российской Федерации в дистанционном виде посредством веб-сайта конкурса: http://educontest.net/
«Использование
макетов в сюжетно-ролевой
игре»
Сюжетная игра-это любимый вид
деятельности дошкольников, именно в ней максимально развиваются их способности.
Но самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника, его жизнь в
детском саду организована так, что на игру времени не остается. А если
следовать современной классификации детских игр, то от полутора до двух часов
ежедневно дети старшего дошкольного возраста должны играть в сюжетно-ролевые
игры.
Учитывая многообразие сюжетных игр,
педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых
каждый ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы;
-реализовывать свои возможности;
-создавать игровой сюжет и реализовать
его;
-проявлять индивидуальные особенности
игрового творчества.
Создать такие условия помогают игры с
макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они
востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.
Макет-это, уменьшенный образец
пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или
фантастического).
Организуя предметно-игровую среду с
использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет
возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и
свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
В жизни старших дошкольников большое
место занимает новая форма сюжетной игры - режиссерская игра с мелкими
игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками,
отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько
ролей. Игра с мелкими игрушками в значительной мере способствует сюжетосложению
– ребенок самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные
события, активизирует комментирующую речь (то есть, играя, ребенок комментирует
свои действия, поступки), используя для этого разнообразные средства: мимику,
жест, речевую интонацию. Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему
дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира».
Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных
комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть
уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира
(реалистического и фантастического).
В детских садах нужен, прежде всего
«универсальный» макет, то есть тематически многозначный (условно-обобщенный)
маркер игрового пространства.
«Универсальные» макеты условно делятся
на два типа:
1.
Макеты-модели:
Макет-модель представляет собой
небольшую плоскость с закрепленными на
ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат
тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события,
мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей -
семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж
(деревья, цветы).
2.
Макеты-карты:
Макеты-карты представляют собой
плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и
несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте
«Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория
дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки0 и
дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.
Ландшафтный макет-карта-это плоскость с
обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой
цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими свободно
размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т.д.
«Универсальный» макет-это всего лишь
знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий
участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в
рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном
движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным
материалом в зависимости от игровых замыслов детей.
Для дальнейшего развития игры необходимо
накапливать полифункциональный материал и хранить его.
Сюжетно-ролевые игры учат общению, у
детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события,
согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствуют развитию
творческой инициативы. С тематическим макетом, используя приложенный к нему
антураж без изменений, дети играют только первое время. Затем замыслы меняются,
дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Дети
придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события.
Например, макеты:
«Зоопарк» и «Парк юрского периода»
«Дом» и «Зоопарк»
«Дом» и «Путешествие по городу»
«Аэропорт», «Дом» и «Путешествие по
городу»
«Аэропорт», «Дом» и «Автогородок»
«Дорожное движение» и «Город»
«Зоопарк» и «Доктор Айболит» и др.
Игры с макетами способствуют развитию
креативности и коммуникативной инициативы (то есть способности к творческому
решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники
договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры,
используя простой договор, стремятся к взаимопониманию) – а это важные
показатели интеллекта. Развитие креативности и инициативы – необходимое условие
формирования полноценной личности.
В играх с макетами дети обозначают
конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя
продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок,
ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь
хорошего результата.
Макеты-карты представляют собой
плоскости с обозначенными на них местами для расположения различных объектов.
У детей повышается уровень
любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают
вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного
наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о
природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои
новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.
Любой вид деятельности, в том числе
сюжетно-ролевая игра, требует от педагогов грамотной организации и руководства,
изучения методической литературы по организации игр с макетами.
Существуют приемы, способствующие
повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная
литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с
удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также
мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором
персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы
города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей,
ландшафтный макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух или Баба - Яга.
Обитатели-персонажи, дополнительный
антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной
совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки,
соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в
различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении
макетов).
В ряде программ макетирование
рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует
закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные
знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское
творчество.
Макетирование способствует развитию
речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем
самым, пополняя свой словарный запас.
Тесна связь макетирования и математики:
в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство,
количество, размер, цвет и т.д.
Макетирование способствует сенсорному
развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами
развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.
Макет-это результат конструктивно -
творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может
быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках), настенным
(объекты на переднем плане, а изображение на заднем).
Вывод:
Подводя итоги, следует отметить, что
макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими
игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего
разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая
непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых
ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет
замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет
поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию
дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной
детской активности.
|