Материал, представленный воспитателем МКДОУ "ДС № 28" Е.Ю. Ивановой на Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012/13 учебного года, организуемый на всей территории Российской Федерации в дистанционном виде посредством веб-сайта конкурса: http://educontest.net/
Конспект проведения непосредственно
образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по
коммуникации на тему: «Права ребёнка» Задачи:
Образовательные: Донести до сознания детей в доступной форме «Конвенцию о правах
ребёнка», учить анализировать отношения между людьми на примере фрагментов
мультфильма «Маша и медведь» с позиции уважения прав. Активизировать
познавательную деятельность детей посредством слайдов презентаций «Планета
«Детство» и «Права ребёнка».
Развивающие: Развитие коммуникативной компетенции ребёнка, его социальных навыков и
внимания дошкольников средствами символизации.
Воспитательные: Формирование правового сознания детей. Воспитание доброжелательности и
контактности в отношениях друг с другом.
Методы
и приёмы:
Словесные, наглядные, практические:
1.
Рассказывание сказки с демонстрацией слайдов по её
содержанию
2.
Метод разговор-беседа
3.
Объяснение, словесные указания, показ
4.
Проблемные ситуации
(Как помочь маленьким человечкам? Как попасть на планету «Детство») по
содержанию фрагментов мультфильма «Маша и медведь»
5.
Игровые приёмы: пальчиковая игра «Семья»,
познавательно-речевая игра «Собери цветок», мультфильм «Маша и медведь»
6.
Использование мультимедиа: презентация «Права
ребёнка», «Планета «Детство», мультфильм «Маша и медведь».
7.
Использование средств ТСО: грамзапись шума ветра,
взлёт ракеты, песни «Большой хоровод»
8.
Тампонирование с использованием трафарета
Материал: презентации: «Планета «Детство», «Права ребёнка»; макет цветка «Счастья»
с пятью разноцветными лепестками, на обратной стороне которых нарисованы
символы, обозначающие права ребёнка; аудиозапись шума ветра, взлёта ракеты,
песни «большой хоровод» сл. Е. Жигалкина, А. Хайт; пульт управления космическим
кораблем; пальчиковая игра «Семья»; 3 пенька разные по высоте и толщине, лужа
из синего картона; 2 фрагмента из мультфильма «Маша и медведь»; ватман, в
центре которого нарисовано солнышко с семью лучами, розетки с разноцветной краской на каждого
ребёнка, 7 кусочков губки, влажные салфетки, тарелка для использованных
салфеток, поднос, трафарет с символами прав детей; 3 цветка, вырезанные из
картона, макет дерева, 2-3 мягкие игрушки, набор строительного конструктора,
стрелки, для обозначения пути следования.
Ход образовательной деятельности с
детьми:
Воспитатель: Ребята, я хочу
рассказать вам об одной удивительной сказочной планете, которая называется
«Детство» (на этом моменте необходимо предложить детям сесть на палас), на ней
живут весёлые маленькие человечки, у каждого из которых много прав: право на счастье, на жизнь, свободу,
отдых (рассказ воспитателя
сопровождается показом слайдов презентации «Планета «Детство»). На планете есть
цветущий сад, в котором рос сказочный цветок. Жители относились к нему
по-особенному, трепетно. Берегли его, потому что это был «цветок Счастья» с
необычные лепестки, на обратной стороне которых были записаны правила (права).
Именно эти правила строго соблюдались жителями этой планеты.
…Но
однажды над городом нависла черная-пречерная туча, налетел злой холодный ветер.
Когда он стих, жители планеты «Детство»
обнаружили, что на «цветке Счастья» не осталось не одного лепестка. И наступили
в стране страшные времена, жизнь маленьких человечков превратилась в сплошной кошмар и неразбериху.
До сих пор жители этой страны ищут заветные лепестки.
- Ребята,
что мы можем сделать для жителей планеты «Детство»?
(Предполагаемый
ответ детей: «Отыскать лепестки «цветка Счастья»)
-Для
чего нам необходимо найти лепестки? (Предполагаемые ответы детей: «Чтобы помочь
маленьким человечкам», «Необходимо отыскать лепестки «цветка Счастья», чтобы
узнать правила (права) планеты «Детство»)
-
Но ведь планета «Детство» находится далеко от нашей планеты Земля. Что мы с
вами должны сделать? (Предполагаемые ответы детей: «Мы должны отправится в
путешествие»)
-Как
мы можем попасть на планету к маленьким человечкам? (если дети затрудняются с
ответом необходимо задать наводящий вопрос: «На чём?». Предполагаемый ответ
детей: «На ракете», «Мы можем отправится в путешествие на космическом корабле»,
«На планету «Детство» можно полететь на летающей тарелке»)
-И
так на планету к маленьким человечкам мы
отправимся на ракете.
Давайте
возьмемся за руки и подарим друг другу добрую улыбку, ведь добрые дела должны
начинаться с хорошего настроения. Отправится в путь нам поможет пульт управления.
Ребята положите ладони на красную кнопку, закройте глаза (дети садятся вокруг
пульта на палас, поджав колени). Воспитатель даёт команду: «Пуск» (звучит
аудиозапись взлёта ракеты).
(Пока
дети слушают гул ракеты, воспитатель в стороне от них ставит макет «цветка
Счастья» без лепестков)
-Ребята
открывайте глаза, как вы думаете, где мы
с вами оказались? (Предполагаемые ответы детей: «мы оказались на планете
«Детство», «Мы прилетели в гости к маленьким человечкам»)
-Вспомните,
пожалуйста, для чего мы с вами сюда прилетели? (Предполагаемые ответы детей:
«Мы прилетели на планету «Детство», чтобы помочь её жителям отыскать волшебные
лепестки», «Чтобы узнать правила (права) этой планеты» и т.д)
-
Итак давайте отправимся на поиски лепестков (дети идут за воспитателе,
внимательно смотрят по сторонам). Один из детей находит первый лепесток
(оранжевого цвета) на лугу среди цветов.
-
Коля нашёл первый лепесток. Лепесток, какого цвета? (Оранжевого цвета).
Он обозначает «Право на жизнь и
имя». Ребята, каждый ребенок имеет право
на жизнь, никто и
никогда не может лишать ребёнка жизни. О вас заботится государство, родители,
воспитатели, врачи, полиция.
Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. Имя отличает человека от других людей. У граждан нашей страны кроме
имени и фамилии
есть еще и отчество. Отчество дает каждому ребенку его отец. Фамилия, имя и отчество ребенка записаны в документе,
который называется «Свидетельство о рождении».
- Давайте с вами посмотрим, что нарисовано на
обратной стороне цветка. Правильно, это символы. Как вы думаете, что они
обозначают? («Право на жизнь» и «Право на имя»)
- Итак, один лепесток мы с вами нашли, пора отправляться
в путь на поиски остальных. Пока мы с вами будем идти, я расскажу вам о
значении ваших имён. Например, имя Наталья, обозначает – родная, Виктор –
победитель, София – мудрая и т.д. (Дети идут за воспитателем, внимательно
смотрят по сторонам, на пути разбросаны кубики).
- Ребята, посмотрите ураган, разрушил дом
маленького человечка, давайте поможем восстановить разрушенный домик. (Один из
детей находит второй лепесток (жёлтого цвета) среди кубиков).
-Который по счёту лепесток мы нашли? («Второй») он обозначает право ребёнка жить в
благополучной и дружной семье с мамой и папой, чувствовать себя дома в полной
безопасности. Никому не позволено врываться в чужой дом и лишать ребёнка жилья,
а это – символы, которые обозначают эти права: «Право на семью» и «Право на
жильё»
- Путешествуя по планете «Детство» дальше, давайте
поиграем в пальчиковую игру «Семья»:
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт в твоей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Мамочка, папочка, бабушка,
Дедушка, брат, сестра и я,
Вот и вся моя семья!
(Дети идут за воспитателем, внимательно смотрят по
сторонам, на пути стоит дерево, а на нём третий лепесток зелёного цвета с
красным крестом).
-Ребята третий лепесток, который
мы нашли, обозначает право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. С первых
дней жизни о вашем здоровье заботятся родители, врачи. Педагоги в детском саду заботятся о том, чтобы вы соблюдали режим
дня, правильно питались, много гуляли, занимались физкультурой,
играли. Символ
«красный крест» обозначает «Право ребёнка на здоровье».
- Ой, ребята, посмотрите, впереди нас ждёт
препятствие из пеньков. Давайте его быстренько преодолеем и продолжим наши
поиски. (Далее дети идут по дорожке, на которой расположены три пенька, разные
по высоте и толщине. В стороне от пеньков синяя лужа, в которой плавает синий
лепесток «цветка Счастья»). Дети находят лепесток.
-Ребята, лепесток был совсем
рядом, почему мы его сразу не заметили? (потому что лужа синего цвета и
лепесток тоже синего цвета»).
-Он обозначает право на
образование. Каждый ребенок в России имеет возможность посещать детский сад и учиться в школе. Этот символ обозначает «Право
ребёнка на образование». Идёмте дальше.
- Ответьте, пожалуйста, мне на один вопрос: «Чем
вы любите заниматься в детском саду?» (Воспитатель добивается от детей ответов
развёрнутыми предложениями. Дети
идут за воспитателем, на пути разбросаны игрушки, среди игрушек находится пятый
лепесток красного цвета)
-Ребята пятый лепесток, который
мы нашли, обозначает «Право ребёнка на отдых и игру». А это означает, что вы
можете ходить в цирк, на детскую площадку, петь, танцевать, рисовать и, конечно
же, играть. А это символ обозначает «Право ребёнка на игру»
-Мы собрали все лепестки. Как вы
думаете, что мы можем с ними сделать?
(«Из лепестков мы можем собрать
цветок»)
Воспитатель вместе с детьми подходит
макету «цветка Счастья».
- Давайте вспомним обозначение
символов на лепестках. (Воспитатель предлагает детям сесть на стулья).
- Что обозначает рисунок
человечка? (Право на жизнь).
- Как вы думаете, что такое право
на жизнь? (Беседа с детьми сопровождается показом слайдов презентации «Права ребёнка»)
- А второй человечек что
символизирует? (Право на имя)
- Право на имя что это значит?
- Посмотрите на этот лепесток и
скажите, что вы на нём видите? (Семья)
- А что ещё вы видите? (Дом)
- Что за знак нарисован на этом
лепестке? (Право на медицинскую помощь)
- Что обозначает этот символ?
(Право ребёнка на образование)
- Как вы понимаете это право?
- А это право любят все девчонки
и мальчишки. Дети, не молчите, это право назовите. (Право на игру)
Перед детьми стоит макет готового «цветка Счастья»
- Мы помогли маленьким человечкам найти все
лепестки «цветка Счастья», и на планете вновь царит мир и покой. А нам пора
возвращаться обратно в детский сад. положите ладони на красную кнопку, закройте
глаза (дети садятся вокруг пульта на палас, поджав колени ). Воспитатель даёт
команду: «Пуск» (звучит аудиозапись взлёта ракеты)
(Пока
дети слушают гул ракеты, воспитатель убирает макет «цветка Счастья»).
-
Здравствуй, любимый детский сад!
-
Ребята мы с вами очень долго путешествовали, устали. Я вам предлагаю посмотреть
мультфильм и отдохнуть, а также определить какие права есть у главных героев и
были ли они нарушены? (показ фрагментов мультфильма «Маша и медведь»)
Беседа
– разговор по содержанию мультфильма
«Маша и медведь».
-
Ребята, давайте с вами изготовим плакат способом тампонирования для ваших
родителей, чтобы они всегда помнили о том, сто у каждого ребёнка есть права. Посмотрите
на предметы, находящиеся на столе, как вы думаете, что мы будем делать?
Дети
под руководством воспитателя готовят плакат для родителей.
-
Плакат готов, куда его можно поместить, чтобы ваши родители смогли его увидеть?
(В раздевалку)
-А
теперь ребята давайте пригласим в круг гостей
и споём песню «Большой хоровод». |